А знаете ли Вы, что....
"Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года". Художник И.Е. Репин
… история о том, будто бы Иван Грозный собственноручно убил своего сына Ивана, это, выражаясь современным языком, самый настоящий фейк, запущенный в массы историком Николаем Карамзиным - автором "Истории государства российского". Однако у этого чудовищного вымысла никогда не было документального подтверждения. Известно, что в русских летописях указана лишь дата смерти цесаревича - 17 ноября 1581 года - и ни слова не говорится о её причине. Тем не менее "черный миф" о кровавом русском царе Иване Грозном, якобы не пощадившем даже родного сына, долго считался историческим фактом. Но в 1963 году комиссия Министерства культуры СССР по вскрытию гробниц в Архангельском соборе Кремля после эксгумации и исследования останков Ивана Младшего констатировала, что от черепа царевича сохранилась только нижняя челюсть, а остальные черепные кости превратились в прах, поэтому подтвердить причину смерти от удара по голове невозможно. Но если бы царевич Иван получил тяжелое повреждение головы, на его волосах сохранились бы частицы крови, однако при исследовании волос царевича следов крови обнаружено не было. О преднамеренном искажении истории жизни и правления Иоанна IV рассказывает фильм «Иван Грозный».
кадр из фильма "Поделки и подделки"
... старинные фрески Госпиталя Святого Духа в немецком городе Любеке - это не подлинные фрески XIII века, и даже не результат реставрации, проведенной после Второй мировой войны, а откровенная подделка. В 1948 году власти Любека решили отреставрировать фрески в церкви Святой Марии и Госпитале Святого Духа, которые сильно пострадали во время войны из-за бомбежек. Но реставраторы, приглашенные городской администрацией, оказались мошенниками, причем уже судимыми за подделку произведений искусства. Сначала, чтобы получить вознаграждение, псевдореставраторы заявили, что им удалось восстановить древние фрески. Однако немного позже один из них признался, что они сбили со стен старинную роспись и написали новую, используя сохранившиеся фотографии. Причем они сочли уместным подшутить и над властями города, и над всеми, кто до сих пор любуется их "творением". Создавая новые изображения святых, мошенники-реставраторы наделили их лицами Григория Распутина, Марлен Дитрих и даже Чингисхана. Об этой и других фальсификациях материального искусства смотрите в фильме "Поделки и подделки".
"Легенда об Айно". Художник Аксели Галлен-Каллела
...поэтический сборник "Калевала", который многие ошибочно считают древним народным эпосом, на самом деле появился на свет лишь в 1849 году. Он вышел из-под пера финского врача и профессора финского языка Элиаса Лённрота. Вероятно, это литературное произведение настолько соответствовало общему настроению жителей Финляндии того времени, что было принято за древний народный карело-финский эпос. Об этом и других якобы древних эпосах рассказывает фильм "Фальсификация письменной истории".
Портрет Микеланджело. Художник Даниэле да Вольтерра
...в эпоху Возрождения в Европе были скульпторы, которые зарабатывали себе на жизнь изготовлением поддельных "античных" скульптур. Даже великий Микеланджело стал известен благодаря подделке. Будучи еще молодым и никому неизвестным провинциальным ваятелем, Микеланджело создал статуэтку купидона, которая была продана как "античный" подлинник и приобрела большую известность. Несмотря на то, что подлог вскоре раскрылся, Микеланджело приобрел славу скульптора, поднявшегося до мастерства "древних ваятелей". Именно в этот период юноша отправился в Рим и получил первые большие заказы. О наиболее известных случаях фальсификации произведений искусства рассказывает фильм "Поделки и подделки".
... на многих средневековых географических картах изображения материков перевёрнуто. Африка, Америка, иберийский или крымский полуостров – всё нарисовано вверх ногами. Англию на таких картах надо искать справа, а Японию – слева. Лишь в XVIII веке карты стали приобретать привычный для нас вид. Подробнее об этом можно узнать, посмотрев научно-популярный фильм "Знаем ли мы свою историю?".
кадр из фильма "Три великие фальшивки"
...Великая китайская стена - это единственное архитектурное сооружение, которое в XVII-XVIII веках картографы наносили на географические карты. Почему ей придавали такое значение? До сих пор и специалисты, и просто любители истории ведут споры об истинном предназначении этой постройки. Но тех, кто сомневается в официальной версии происхождения Великой китайской стены, не так уж много. В основном люди настолько привыкли к россказням историков, что почти никто не замечает их абсурдности. А ведь одно то, что возведение стены длилось в общей сложности якобы две тысячи лет, говорит о том, что к официальной версии появления Великой китайской стены нельзя относиться серьёзно. А утверждение историков, что стена была построена для защиты территорий Китая от кочевников, у человека хоть мало-мальски знакомого с фортификацией может вызвать только улыбку. Так, когда и для чего была построена Великая стена Китая? Авторы научно-популярного фильма «Три великие фальшивки» считают, что нашли правильный ответ на этот вопрос.
кадр из фильма "Московский Кремль"
...Московский Кремль часто называют «сердцем» России. К этому выражению все так привыкли, что относятся к нему, как к расхожей фразе. А жаль, потому что наши современники даже не представляют, насколько точно это выражение отражает суть Московского Кремля. В его истории всегда было множество загадок. Многие исследователи потратили годы жизни, чтобы разгадать тайны этой крепости, но в основном безуспешно. А вот некоторые современные учёные полагают, что исследователям прошлого следовало больше времени уделять не кремлёвским подземельям, основная часть которых всегда была закрыта, а восстановлению правильной хронологии древнего мира, а ещё — внимательно читать Библию. О неожиданной научной версии, согласно которой история появления «сердца» России описана в Ветхом Завете, рассказывает научно-популярный фильм «Московский Кремль».
Миниатюра из Радзивиловской летописи
...история Государства Российского не является подлинным отражением прошлого нашего народа. Сегодня мало кто вспоминает о том, что первыми «творцами» традиционной версии русской истории были иностранцы, которые даже не владели русским языком. Свои сведения об истории великого русского государства они черпали не из русских летописей, а из греко-латинских, немецких, скандинавских источников, которые в большинстве своём были не отражением подлинных фактов русской истории, а их толкованием. Происходило это в начале 18 века, когда в Российской Академии наук русских было лишь 15% от общего числа академиков, большинство же составляли иностранцы, преимущественно немцы. О том, в какой борьбе рождалась официальная версия русской истории, рассказывает научно-популярный фильм «Как писали русскую историю».
Спас Нерукотворный. Новгородская икона XII века
...окончательное представление о дате Рождества Христова сложилось только в середине XVI века, то есть через полторы тысячи лет после рождения Христа! Как же средневековые учёные установили эту важнейшую для человечества дату? Подлинными документами с указанием года рождения Спасителя они не располагали, скорее всего, таких документов никогда и не было, а уровень развития астрономии в средние века ещё не позволял делать абсолютно точные вычисления. Зато такие вычисления могут делать современные астрономы и математики. Авторы научно-популярного фильма «В каком веке жил Христос?» рассказывают о российских учёных, которые, обнаружили ошибку в расчётах своих средневековых коллег. Используя сведения, взятые из старинных летописей и других исторических документов, российские математики пришли к выводу, что Иисус Христос родился в XII веке.
Эль-Гиза. Египет. Фото С. Суздалевой
...учёные разных стран уже не одно десятилетие ищут ответ на вопрос: как древние египтяне умудрялись вырезать громадные каменные блоки для строительства пирамид, доставлять эти блоки на стройку и поднимать их на огромную высоту? Появились даже «научные» направления, которые всерьёз допускают, что пирамиды построены инопланетянами. Но если бы фантазёры от науки перестали искать ответы на свои вопросы в космосе и спустились на грешную землю, то обнаружили бы, что ответы находятся у них под ногами. Создатели научно-популярного фильма «Алхимия пирамид или как строили в Древнем Египте», изучив результаты исследований американских учёных и проведя собственное расследование, обнаружили, что Великие пирамиды были построены из бетона.
Дендерский зодиак. Кадр из фильма "Тайна египетских зодиаков"
... в древнем египетском городе Дендера расположен Храм богини Хатхор. На потолке этого храма находится уникальный зодиак, так называемый, Круглый Дендерский зодиак, который ещё называют Зодиаком Осириса. Многие учёные пытались определить дату, зашифрованную в этом зодиаке. Свою версию предложили российские математики. По их мнению, в знаменитом Круглом Дендерском зодиаке зашифрована дата распятия Иисуса Христа. Теме исследования древнеегипетских зодиаков посвящён научно-популярный фильм «Тайна египетских зодиаков».
Капитолийская волчица. Копия. Рим. Фото С. Суздалевой
...в 2000 году специалист по металлургии, реставратор Анна Мария Карруба (Италия) сделала сенсационное заявление: знаменитая скульптура Капитолийской волчицы была сделана не раньше XIV века нашей эры! Своё заявление г-жа Карруба подкрепила результатами исследований, проведённых ею совместно с коллегами-реставраторами. Как отнеслись к этому открытию искусствоведы и историки, рассказывает научно-популярный фильм «Символы Древнего Рима».
Неаполь. Фото С. Суздалевой
...в Средние века названия городов и даже стран не были такими устойчивыми, как сегодня. Одним и тем же именем могли называться до десятка разных городов, расположенных в разных частях света. Например, Новым городом в старинных хрониках названы не только русский Новгород или итальянский Неаполь, но и Карфаген. Летописцы упоминают о Новом городе в Палестине и скифском Неаполе. Так что если хронист не оставил каких-либо дополнительных сведений, понять о каком именно городе он писал было довольно трудно. Об этом и других любопытных исторических фактах рассказывает научно-популярный фильм «Знаем ли мы свою историю?».